"Результат" - журнал о том, как создать свое дело
домой
Архив :: № 5 :: Я ж учитель, а не лошадь
Свежий номер журнала "Результат"
     
 
 
     
 
Рассылки
Новости журнала "Результат"
Посмотреть архив
Другие наши рассылки
 
 
     
 
Сдается рекламное место. 10 у.е. в неделю
 
     
 
У Вас есть:

Своё Дело
Свой бизнес
Работа
Нет у меня ничего :(


• Всего голосов: 3051
 
 

 
Проси совета у того, кто умеет одерживать победы над самим собою.
Леонардо да Винчи

ИДЕОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Я ж учитель, а не лошадь

Я четыре года проработала в школе — сначала учителем химии в 8-11 классах, а потом — экологии в 1-3 классах. Конечно, глупости в школе более чем достаточно, существуют и проблемы старшеклассников-младшеклассников, и знаний зачастую пытаются запихнуть в детей столько, что хватило бы тащить бесполезным грузом еще пять жизней, и истеричек-учительниц хватает, но все-таки хочется посмотреть на прблему и с другой стороны.

Задача дать "необходимые" знания как-то очень быстро отошла у меня на второй план: о каких реакциях, механизмах, производствах может идти речь, если дети не владеют элементарными жизненными, житейскими навыками?

Попросите ученика 8-11 класса связно рассказывать о чем-нибудь в течение 1 минуты, и вы убедитесь, что 95 процентов детей не умеют связно говорить, в лучшем случае вы услышите смесь местоимений и жаргона на тему компьютерных игр. Попросите их выделить главное в задаче, составить десять вопросов по прочитанному параграфу (используя учебник) и посмотрите, что получится. И вряд ли можно винить в этом школу, поскольку родители в большинстве случаев сдают детей учителям, как в прачечную: мы вам его привели, а вы его нам воспитайте, чтобы он был хорошим, умным, умелым и т.д. и т.п.

ШОК ЦИВИЛИЗАЦИИ

А ведь многие еще и так рассуждают: я, мол, своих детей в ХОРОШУЮ школу отправлю, а те ужасы, о которых вы рассказываете, происходят в той плохой школе, где вы учились. Я вот училась в хорошей школе, и дети мои тоже в хорошей школе будут учиться. А что же делать с остальными детьми? Наплевать на них — на тех, кто в плохих школах учится? А когда те и эти дети вырастут, они разъедутся по разным странам, что ли? Одни в хорошую, другие — в плохую? Или вообще по разным планетам разлетятся? Жить-то все вместе будем!

То, что в классе 20-30 учеников, а урок длится 40 минут,— проблема школы. Сами же родители снимают с себя всякую ответственность. Ребенок может неделями не ходить в школу, пока учителя не поднимут шум, но родители так и не спохватятся, а если и спохватываются, то хватаются не за голову, а за ремень. Так кто делает из учителей надзирателей?

Классный руководитель должен водить детей в театр, на выставки, на прогулки, учить собирать дрова для костра и разводить огонь (и делает это, старается, бедняга), а родители занимаются какими-то суперважными делами (интересно, какими?), но чтобы куда-нибудь сходить с классом — извините, им за это денег не платят. А когда учитель говорит: возьмите себе эти 200 рублей за классное руководство, а я пойду домой, поскольку у меня дома мои родные дети, и мне они дороже, чем все ваши вместе взятые,— какой начинается скандал!!!

Мне довольно быстро пришлось отказаться от мысли, что главное в школе — знания. Оказалось, что главное не знания, а отношения с ребятами: есть отношения — есть знания, нет отношений — хоть убейся, но знаний не будет. Так самим ребятам надо учиться или нет?

Ко мне на уроки троечники приходили с интересом, но интерес оставался в их глазах, только пока я рассказывала и показывала, а если требовалось что-то выучить, приложить некоторые усилия для понимания, то есть поработать самостоятельно, то интерес полностью пропадал. Приходилось внушать, что они все умные, способные, талантливые, они все могут, надо лишь постараться. Некоторые после этого начинали стараться, и у них действительно все получалось. Но почему им этого не внушают родители?

Знания давать все-таки надо! Во-первых, действительно надо учить, почему серную кислоту нельзя использовать вместо уксусной и что делать, если какую-либо из них выпил, а во-вторых, есть школьная программа, утвержденная "умными" дядями и тетями.

ШОК ЦИВИЛИЗАЦИИ

НО ГЛАВНОЕ ли это в жизни? Ведь получается, что за органическими кислотами и синусами с косинусами не хватает времени на главное. И что поразительно: дети лучше родителей понимают, что знания об органических кислотах не помогут им решать РЕАЛЬНЫЕ проблемы в жизни. Например, типичную проблему маленькой зарплаты. Или как избавиться от приставания хулигана из старшего класса. Или как начать свое дело с нуля, без кредитов и займов.

Можно, конечно, обучать ГЛАВНОМУ на любом примере, и даже на примере органических кислот. Но почему НА ЭТОМ ПРИМЕРЕ? Потому что какой-то дядя в министерстве так захотел? Ну а как хоть фамилия этого дяди? Откуда он взялся, такой умный? И сам как живет? На зарплату министерскую или ворует потихоньку из бюджета?

Можно и в школе хотя бы отчасти научить тому, чему должны учить (или хотя бы помогать учить) родители. Кстати, замечено, что если отношения в семье между родителями и детьми нормальные, то и в школе проблем гораздо меньше. Интересно, что если мама занимается бизнесом, то она, как правило, не пропускает родительских собраний и интересуется делами ребенка больше, нежели домохозяйка при богатеньком муже.

Работая, я старалась уйти от стереотипов, хотела, чтобы в этой самой очень непростой школе был хотя бы маленький уголок, где к ученику относились бы как к человеку, но все больше убеждалась, что мне это не под силу, и на это есть три причины.

Первая причина — родители. Если в начальной школе они хоть как-то участвуют в школьной жизни детей, то к старшим классам остатки этого интереса встречаются редко. Конечно, бывают и нормальные родители, общаться и работать с которыми — одно удовольствие, и будь таких больше, школа имела бы шансы быть совсем другой. Но их все же слишком мало.

Вторая причина — ученики как продолжение родителей. Уже в начальных классах примерно половина из них ждет, если не жаждет, "жесткой руки", а к старшей школе — практически все. Если разговаривать не повышая голоса, спокойно, доброжелательно, это воспринимается детьми как слабость, и учитель должен обладать недюжинной внутренней устойчивостью, чтобы не воспользоваться данной ему бесконтрольной властью и в то же время расставить все по своим местам.

Третья причина – сами учителя. Согласно данным каких-то исследований, человек, проработавший в школе более 5 лет, не может считаться психически здоровым. На своем опыте я убедилась, что это так. Я проработала 4 года и поняла, что выдохлась. Учитель теряет душевное равновесие из-за крайне потребительского отношения к себе: чтобы получить хоть какую-то поддержку, надо очень много отдать.

У меня был гуманитарный класс, который состоял в основном из барышень. Они открыто заявляли: нам ваша химия вообще не нужна, и на родительском собрании приходилось долго убеждать родителей, что дело не в химии, а в абсолютном нежелании вообще хоть как-то утруждать себя. Предлагала детям написать реферат на тему "История химии как науки" — никакой реакции. Предлагала составить на английском топик "Урок химии" – как же, жди, надейся и мечтай. Давала задание для дебилов: составить десять вопросов по параграфу, которые бы начинались со слова "почему",— половина не справилась.

По профильным предметам картина была такой же. В результате две мамы из родительского комитета пришли ко мне на урок — пришли с одним настроением, а ушли совсем с другим: благодарили, урок был интересным и понятным, оказывается, эти знания действительно могут пригодиться в жизни, а тема ведь была очень химическая — органические кислоты.

В связи с этим можно сделать следующие выводы.

1. Школа как действующая СИСТЕМА является частью большей системы — нашего социума, и обе они одинаково отвратительны. Тем не менее, школа необходима, ведь если она вдруг просто исчезнет, большинство детей останутся вообще без какого-либо присмотра, и учить их читать, писать и грамотно говорить будет некому, ведь не так много родителей, готовых вкладывать силы, знания и реальные умения в своих собственных детей. В себя-то вкладываем с трудом…

К тому же бороться с системой бесполезно: она уничтожает всех, кто открыто ей сопротивляется, и поэтому оба моих сына учатся в школе.

ШОК ЦИВИЛИЗАЦИИ

Часто приходится слышать: что поделать, терпи, приспосабливайся. Это сильнее нас, нужно терпеть. Мы сами не учим своих детей тому, что все в их силах, и если они не хотят иметь дело с дураками, то они могут себе это позволить.

Нет, это не сильнее нас — вот что главное. Человек может все. Скажите это своему ребенку и внимательно выслушайте, что он вам ответит,— и вы поймете, чему его РЕАЛЬНО научили и школа, и вы.

Скажите своему ребенку, что человек может все. И выслушайте его ответ.

2. Я рассматриваю школу как некий более или менее контролируемый полигон для отработки жизненной устойчивости детей и взрослых.

ШОК ЦИВИЛИЗАЦИИ

Кажется, Сенека сказал: посылать необученные войска в бой значит предавать их. Посылать своих детей в школу, где найдутся люди, лучше подготовленные к тому, чтобы начать ломать вашего ребенка, значит предать его.

3. Не надо оставлять ребенка один на один с этой системой. Если учитель видит, что он имеет дело не только с учеником, но и с его родителями, отношение меняется, и весьма существенно. А если родитель проявляет активность на собраниях и вообще участвует в жизни класса (не откупается и не подкупает, а именно участвует в жизни, хотя бы просто интересуясь, что и как там происходит), то можно ожидать, что учитель станет человеком.

4. В некоторых областях (например, программирование, плавание) у родителей не хватает знаний, чтобы научить своего ребенка тому, что ему интересно. Как это ни странно, в школе встречаются учителя, которые могут научить его этому лучше, чем родители, к тому же в компании таких же заинтересованных ребятишек.

5. Дети должны научиться общаться со сверстниками, и лучше, если они будут уметь это делать в разных ситуациях, в том числе и в жестких условиях школы как отражения нашего социума.

6. Обучение дома под силу очень небольшой части родителей, потому что семей, где родители делят заботы о ребенке пополам, крайне мало. Воспитание детей не считается серьезным и престижным делом — ни в семье, ни в обществе. Гораздо чаще папы занимаются добыванием денег (неважно, успешно или нет), а мамы пытаются совместить ведение домашнего хозяйства с каким-то подобием карьеры, да и мам-истеричек ничуть не меньше, чем истеричек-учительниц.

Но в школе есть и вполне достойные люди, которые могут дать детям навыки и умения, необходимые в жизни. Обучение — лишь фон, основное скрыто глубже.

Хорошо понимаю, что всех не переубедишь, да и не ставлю перед собой такой задачи, но пока я работала в школе и стояла у доски, я считала это своим Делом. И таких людей в школе немало, и делают они свое Дело, делают здорово, тем самым раскачивая, меняя систему изнутри. Может быть, пора помочь им снаружи?

ШОК ЦИВИЛИЗАЦИИ

Печально, что родители перекладывают на учителей ответственность за образование своих детей, но в этом нет ничего удивительного. Они так же перекладывают ответственность и за свое образование — большинство из них ничего не слышало о самообразовании. Они перекладывают на работодателей ответственность за свою зарплату. Ответственность за то, о чем думать, ими давно переложена на СМИ и в первую очередь на телевидение. Почему же они должны брать на себя ответственность за детей? Вот и не берут. Пора родителям начать отвечать за своих детей и задуматься о том, ЧЕМУ ЖЕ нужно научить детей, чтобы они были счастливыми.

Ссылки по теме


P.S. От издателя.
Темы, затрагиваемые в нашем журнале, поистине неисчерпаемы! Мы стараемся показать различные аспекты предпринимательской деятельности под разными углами зрения. Не старайтесь найти в статьях четкие ответы на свои вопросы - возможно, четких ответов в них нет! Но то, что прочтение журнала натолкнет Вас на размышления - это мы вам ГАРАНТИРУЕМ. И именно ЭТИ размышления помогут Вам получить ответы, которые Вы ищете.

Интересуетесь приобретением журнала? Тогда вам сюда!
Отзывы читателей и подписчиков можно прочитать здесь.


Разрешается републикация наших материалов на сайтах и в рассылках с обязательным указанием авторства и прямой ссылки на наш сайт.

 
Copyright © ООО «Результат», 2003-2017
 
  Rambler's Top100