"Результат" - журнал о том, как создать свое дело
домой
Архив :: № 4 :: От промысла — к предпринимательству
Свежий номер журнала "Результат"
     
 
 
     
 
Рассылки
Новости журнала "Результат"
Посмотреть архив
Другие наши рассылки
 
 
     
 
Сдается рекламное место. 10 у.е. в неделю
 
     
 
У Вас есть:

Своё Дело
Свой бизнес
Работа
Нет у меня ничего :(


• Всего голосов: 3052
 
 

 
Мы считаем здравомыслящими лишь тех людей, которые во всем с нами согласны.
Ф. Ларошфуко

От промысла - к предпринимательству

От промысла — к предпринимательству

Многие годы я занимался человеческими факторами эффективности труда, производства и управления на больших заводах самой передовой отрасли в советские времена – микроэлектроники. Тогда мы это называли комплексной эргономической оптимизацией производства, сейчас бы я это назвал комплексным учётом человеческих факторов эффективности труда, производства и управления. И уже тогда я постоянно сталкивался и в докладных записках министру писал о загадочном тотальном сопротивлении нововведениям, связанным с гуманитаризацией труда, а следовательно, и со значительным повышением эффективности труда, производства и управления.

Сопротивление было тотальным – от рабочих до министра, но с разными аргументами.

Рабочие говорили, что они к трудностям привыкли, и не надо ничего менять – добавили бы зарплаты (и это в богатейшем по тем временам Зеленограде!) Министерство сопротивлялось по причине отсутствия у непонятной им эргономики авторитета. Не понимали по причине отсутствия указания понимать.

Журнал «Эргономика», выпускаемый для «девятки» (девять оборонных министерств) до 91 года был секретным, а потом в связи с обрушением ВПК был «первыми отделами» сожжён и исчез навсегда.

Рухнули оборонные министерства со своими самыми передовыми технологиями. Ничего «свободному» российскому бизнесу от тех заводов не осталось,  разве что доживающие свой век цеха, в которых чаще всего теперь супермаркеты или ветер гуляет, что от места зависит. Самого главного – пригодных для рыночной экономики организационных технологий – Советский Союз не оставил. Не оставил, потому что не было их, пригодных для свободного труда, конкурентоспособного производства и человекоориентированного управления.

 Самые страшные тайны обычно валяются у всех под ногами и печатаются в массовых газетах и Интернет-изданиях. Характерная черта этих знаний – то, что они неприятны, и поэтому основной массой населения отторгаются. Отторгаются, потому что нет сверху указания осознавать  видимую всем, кто способен видеть, сегодняшнюю технологию российской жизни, порождающую российскую бесперспективность. Поэтому же трудно заставить зрелого российского человека помнить постоянно, что он живёт в поверженной стране, и то, что в этом поражении на соревновании двух систем есть и его, губительный для России вклад. Виноват в том, что голосовал за блок коммунистов и беспартийных. Виноват в том, что с нижайшим качеством и производительностью работал. Виноват в том, что дважды в год на демонстрациях солидарности трудящихся с основной идеей – рапортовал полнейшую чушь и пьяно веселился.

Страна, ветераны труда, правящий режим не покаялись перед загубленными и изгнанными  идейными и «классовыми врагами». Непростительно, что не покаялись, но это очень по-нашему – сделать вид, что ничего не было или что это было не так. Время затуманивает природу прошлого, из которого мы происходим.

Но ведь самоубийственные своей некачественностью, неэффективностью труд, производство и управление везде и во всём продолжаются.

Поэтому  наше дело просвещать, а невменяемых обличать и разоблачать, поскольку советские смысловые галлюцинации про труд, производство и управление, перекочевали в головы «свободных» российских «бизнесменов» и там преспокойно размножаются.

Поэтому-то я и создал коммуникационную площадку или клуб директоров, миссия которого создание качественных организаций, высокоэффективных, целеустремлённых, высоколиквидных бизнесов и высокоэффективных социально-ориентированных предпринимательских схем.

На заседаниях клуба я не устаю повторяться: «Давайте окончательно договоримся о смыслах того, что вы на самом деле делаете». И предлагаю своё видение смыслов, которое  разделяет смыслы по важнейшей оси – инвестиционной привлекательности.

Я выделяю здесь четыре уровня:

Промысел – занятие с целью денег заработать, неважно на хлеб, на джип или коттедж. Это ваше занятие, и без вас оно не существует. У промысловика есть «удочка» – совокупность инструментов (автомобили,  цеха, магазины, склады и т.д.), которые можно продать, естественно, по существенно более низкой цене, чем купили, т.е. от времени ликвидность такого имущества, кроме хорошей городской недвижимости обычно падает. Промысловик всё время очень занят, он в поиске работы и в выполнении её. Его опыт и квалификация растут, но желающих его инвестировать нет, он всё сам. Итак, промысловик более всего похож на канавокопателя со своей или арендованной лопатой. Этой лопатой может быть и супермаркет, но не инвестируемый ни продавцами, ни внешними инвесторами. Руки, мозг, глаза и уши промысловика 98% времени заняты срочным, и лишь 2% времени он может выделить на важное – размышления о будущем. О том, что для этих размышлений необходима методологическая основа он не знает, а когда узнает, то на деле практически всегда эту необходимость отрицает. 

Бизнес – это товар, это то, что всегда и ежедневно стремится подороже продаться. У него всегда есть цена, и ликвидность бизнеса – главный критерий успешности бизнесмена. Самое ценное в бизнесе – это бизнес-концепция, точнее её эксклюзивность.  Эксклюзивность бизнеса декларируется с самого начала в миссии организации. У многих прописаны не декоративные и не декларативные, а реализуемые ежедневно миссии?  Вот у меня миссия: светить, выявлять и обличать позорные особенности национальной работы. Чем большему количеству «бизнесменов» и чиновников я неприятен, тем лучше я выполняю свою практически невыполнимую миссию.

Важны для бизнеса, конечно показатели баланса, ликвидность имущества, но самое главное – это слава, имидж, «раскрученность», потенция. Помните, как американцы НТВ хотели купить за сумму, значительно превышающую все материальные ресурсы и долги. Они хотели купить тем самым заработанные годами зрительские симпатии к работе команды профессионалов. Вот, мне кажется, яркий образец бизнеса, притом, что с точки зрения финансов он, как оказалось, вёлся не образцово, к чему успешно и прицепились.

Итак, бизнес – это в первую очередь не материальное, а наработанный брэнд на рынке бизнесов. Многие организации в данной парадигме могут себя назвать бизнесами, а владельцы – бизнесменами? Бизнесмен 50% времени в оперативном управлении, а 50% в разработке будущего.

Предпринимательство – высшая форма социально-экономической активности. Предприниматель может владеть, а может и не владеть бизнесами, главное – что он творит из них предпринимательские схемы, в результате которых образовывается синергия, которой ещё долго не было бы в результате типичных рыночных взаимодействий. Как меня учили американцы, предприниматель 98% времени в мыследеятельности, а 2% в «приверженном» говорении бизнесменам о том, что и почему нужно делать, чтобы получить максимальную синергию в данной предпринимательской схеме.

Призвание или Своё Дело.  Это уровень и над, и внутри  предпринимательства. Уровень, который вырастает на навыках и мировоззрении успешного предпринимателя. И это Метауровень человеческой деятельности по отношению к бизнесу и, тем более, промыслу. Если угодно – Метабизнес.

Здесь уже не идёт речи о деньгах как результате деятельности. Промысловик ради денег промышляет тем, что даёт ему сектор его рынка. Бизнесмен ради денег создаёт и продаёт (или включает новых участников – частичная продажа) всё новые и новые бизнесы. Предприниматель, не занимающийся Своим Делом, но освоивший методы и приобретший навыки предпринимательства, действует и строит свои схемы тоже ради денег, ради прибавочной стоимости, всегда большей, чем в бизнесе.

Занимающийся Своим делом человек исполняет своё предназначение так, как он его сейчас видит и которое далось ему в результате непрестанного поиска. Более того, он всё время находится в поиске своего предназначения, ибо творчество его постоянно открывает новые горизонты, за которыми у человека появляются новые вопросы.

Деньги, равно как и прибыль для предпринимателя, услышавшего зов призвания, уже давно стали неминуемым сопровождением его деятельности. Но поскольку это не самоцель, то сплошь и рядом он не «делает деньги» из всего возможного на своём пути, хоть и видит как. Он служит делу, а не делает деньги.

Итак, подведём некоторый итог.

Промысловик действует сначала для прокорма, а затем для дальнейшего улучшения благосостояния, но его дело без него не существует и не может быть продано значительно дороже материальных активов.

Бизнесмен действует ради прибыльности и ликвидности своих бизнесов.

Предприниматель «плетёт кружева» из своих и чужих бизнесов для получения максимальной прибыли, в первую очередь за счёт управленческой прибыли.

А предприниматель Своего Дела творит своё и новое, результатом которого есть изменение Мира, которое он сам и проектирует.  А это значит, что человек всё своё время посвящает Своему Делу, а поскольку это всегда новое, то в первую очередь творческой мыследеятельности.

Мыследеятельность – сложнейший, вечно совершенствующийся процесс, который нуждается всегда в новой информации и методологической помощи. Поэтому предприниматель постоянно консультируется. Как рабочий должен каждый день есть чтобы работать, тратить физическую энергию, так и предприниматель должен постоянно «подпитываться» у различных консультантов и взаимодействовать со своим главным консультантом – фасилитатором, всегда предлагающим посмотреть на то, что делается по-другому. Такие тренеры не нужны только тем, кто ходит по ровному и по кругу; а тем, кто постоянно карабкается в неизвестное, без управленческого консалтинга не обойтись.

Вот я и констатирую факт – раз моя профессия если не гибнет, то по крайней мере не получает развития, следовательно, бизнесменов и предпринимателей у нас нет – одни промысловики, которые 98% времени в промысле, и им некогда даже подумать. Я про них говорю – всегда очень занятый бездельник.  Логика простая: нет дела или ликвидного как товар бизнеса – бездельник, хоть и очень занятый.

Итак, от промысла к бизнесу и затем к предпринимательству как высшей форме социально – экономического изобретательства. Пишу такую последовательность и вместе с тем считаю, что здесь вертикали, оси, шкалы весьма дискуссионны.

Несомненно, эволюционны этапы организационного развития  или этапы развития организации, где мы придерживаемся схемы, состоящей из ступенек: «тусовка», «бюрократизация», «внутрифирменное предпринимательство», «управление качеством». От смысловых галлюцинаций в виде корпоративного бреда (мы успешны, мы работаем!) к ясному, амбициозному, но трезвому корпоративному сознанию.  На стадии  «внутрифирменное предпринимательство» капитал протягивает руку труду, и коллектив превращается в компанию, исчезает рабство.

Единственный способ формирования ясного, амбициозного, творческого корпоративного сознания – сессия проектирования будущего, которая есть необходимое начало социальной технологии создания высокоэффективного бизнеса или предпринимательской схемы. Только на сессии проектирования можно максимально быстро пройти необходимый для изменений путь: информация — знание – сознание – бытие.

Лучшая форма подготовки к сессии проектирования – активная работа первых лиц в классе коучинга, куда некоторые смогут попасть, записавшись по адресу tushkin@mail.ru 

Продолжение темы в следующем номере журнала

Ссылки по теме


P.S. От издателя.
Темы, затрагиваемые в нашем журнале, поистине неисчерпаемы! Мы стараемся показать различные аспекты предпринимательской деятельности под разными углами зрения. Не старайтесь найти в статьях четкие ответы на свои вопросы - возможно, четких ответов в них нет! Но то, что прочтение журнала натолкнет Вас на размышления - это мы вам ГАРАНТИРУЕМ. И именно ЭТИ размышления помогут Вам получить ответы, которые Вы ищете.

Интересуетесь приобретением журнала? Тогда вам сюда!
Отзывы читателей и подписчиков можно прочитать здесь.


Разрешается републикация наших материалов на сайтах и в рассылках с обязательным указанием авторства и прямой ссылки на наш сайт.

 
Copyright © ООО «Результат», 2003-2017
 
  Rambler's Top100