"Результат" - журнал о том, как создать свое дело
домой
Архив :: № 3 :: Мирзакарим Санакулович Норбеков
Свежий номер журнала "Результат"
     
 
 
     
 
Рассылки
Новости журнала "Результат"
Посмотреть архив
Другие наши рассылки
 
 
     
 
Сдается рекламное место. 10 у.е. в неделю
 
     
 
У Вас есть:

Своё Дело
Свой бизнес
Работа
Нет у меня ничего :(


• Всего голосов: 3051
 
 

 
Судьба и характер - это разные названия одного и того же понятия.
Новалис

ИНТЕРВЬЮ С МАСТЕРОМ

Мирзакарим Санакулович Норбеков

Я давно мечтал о том, чтобы взять интервью у Мирзакарима Норбекова. Я готовил вопросы, представлял себе, как это всё будет происходить. Я знал, что в конце мая он должен приехать в Ташкент. И вот 2 июня 2003 года — день, когда назначена его презентация. На презентацию я беру с собой подготовленные мною вопросы и диктофон. Я знал точно, что в этот день я возьму интервью у Норбекова. Так получилось, что руководители Ташкентского Центра Норбекова пригласили телерепортёра для того, чтобы он взял интервью. Короче, я договорился, что я тоже буду принимать участие в этом интервью.

Интервью было после презентации. Речь в основном шла о бизнесе. Вопросы, подготовленные мною для интервью, тоже, в основном, были о бизнесе. И когда пришла очередь и мне задавать вопросы, я открыл свой лист, посмотрел на вопросы, и оказались они мелкими какими-то. Но всё же я задал несколько вопросов и получил ответы.

- Мирзакарим-ака, получаете ли вы постоянно удовлетворённость от того, чем вы занимаетесь?

- Какая может быть удовлетворённость? Когда забираешься на одну гору, за ней открывается ещё одна более высокая гора. На неё заберешься, а за ней — эх-хээээ, ещё выше гора и так далее. Идёшь, пока в один из дней, раз, и не свалишься.

- Сегодня вы рассказали о многих интересных вещах. В том числе, вы говорили и о том, что в любом учении существуют традиция (в мусульманстве — "шариат")  — внешняя оболочка, "тарикат" — практика, "маърифат" — познание и "хакикат" — истина. Ясно, что эти понятия существуют не только в суфизме, но и во всех системах, в которых происходит духовное развитие человека. По словам Мансур хон Лазиза, истина — это и есть Бог. Т.е., человек познавший истину уподобляется, Богу. Лично с вашей точки зрения, на сегодняшний день вы сами на каком находитесь этапе?

- На пути тарикат (так еще называют путь суфиев — прим. М.Р.) я нахожусь вот уже 30 лет. Практикуюсь уже в течение 30 лет. Суфийские школы были и до октябрьской революции, и в советские времена были, и потом будут, потому что наши школы  — это светские школы. Суфийские школы — это не религиозные школы, это практические школы. В религиозных школах изучают внешнюю форму (шариат). Религиозные деятели говорят, что первична религия, а практика вторична… Они правильно думают. Но для изучения внешних форм и атрибутов (шариата) может понадобиться тысяча лет. Различных религиозных законов стало так много, что один мулла с другим не могут найти общий язык. А путь тариката один — найти Бога в себе. Когда человек находит в себе Бога, то, независимо от того, чем он будет заниматься, куда он пойдет, руки его будут в труде, а сердце с Богом. И здесь самое главное, чтобы совесть была чиста.

Вот вы спрашивали о том, бывает ли в сердце удовлетворенность, успокоённость. У суфия, пока он не увидит божью обитель и не сольется с Богом, в сердце никогда не будет успокоения, удовлетворённости. Цель — слиться со светом, исходящим от Бога. А после этого нет никакой необходимости сидеть здесь, как это делаю я, и давать интервью.

Своим коллегам, друзьям я всегда говорю о том, что, чем бы они ни занимались, единственной своей целью они должны поставить завоевание всего мира, со всей любовью, со всей лаской исходящей от них. Я тысячи раз благодарен Богу за то, что я какой-то узбек в напяленной на голову тюбетейке… Я ведь деревенский ребенок, наглотавшийся Бахмальской пыли…

В Москве президент России Владимир Путин собрал десять самых молодых богатейших бизнесменов России. Шестеро из них мои ученики. Этого у меня никто отнять не сможет. 242 моих ученика создали семьсот тысяч рабочих мест. Иногда меня спрашивают, почему, мол, в Узбекистан не приезжаете. Я всегда отвечаю, что сюда приезжаю только потому, что у меня здесь живут родители. Во-первых, я не интересуюсь политикой. И когда меня хотят привлечь в политику, я говорю, что это не мой интерес. Я человек, ставший дервишем. Я принял закон, я каландар (странник). Меня абсолютно не интересует, какая здесь политика, меня не интересует, кто у вас хоким (мэр), хорошо живете или плохо — это меня тоже не интересует. Мне интересно одно — есть у человека вера или нет. Дай бог, чтобы мои родители прожили еще сто лет, и я вынужден буду приезжать сюда. Но если вдруг когда-нибудь что-то случиться с ними, то приезжать сюда мне уже будет незачем. Те, кто читают это интервью, не должны обижаться на мои слова. Может, кто-то скажет: "Ведь это же твоя Родина, здесь же ты родился". У суфия нет Родины. Родина суфия  — божий путь.

- Родина суфия — это его сердце. А в сердце его живет Бог.

- Да, правильно. Я как перепёлка, где бы ни был, везде пою свою песню — "пит-пил-дик". Я вот вчера приехал в Ташкент, и вместе со мной приехало 90 человек. Я их не заставлял ехать со мной. 60 из них приняли мусульманство. А если так взять, я всего лишь руководитель обычного института. О религии я разговоры не веду, никакую религию не пропагандирую и т.д., и т.п. Люди, продвинутые в делах, спокойные за семью, обеспечившие себе материальное благосостояние, начинают думать о Боге, начинают познавать Аллаха. Иногда ко мне подходят и говорят, что хотели бы принять Ислам. Я им говорю: "Я вам говорю, чтобы вы приняли Ислам? Я же учу вас бизнесу, учу, как знакомиться с людьми, разговаривать с ними. А где вы будете принимать Ислам, это не моё дело. Сам где хочешь, там и принимай". Шутки шутками, а через меня уже больше 100 человек приняли Ислам. На вопрос "почему?", эти люди отвечают, что сказанные мною слова крепко запали им в душу и теперь это не вяжется с христианской религией.

По приезду сюда, мы проехались по святым местам, и я им показал Самарканд, Бухару и другие места. И вот, слава богу, сегодня они уехали.

- А почему, слава богу?

- В конце их визита, я уже говорил им, что устал от них. Всё спрашивал у них, когда они уедут. И вот они уехали.

- Вообще, у нас говорят, что гость радует дважды — первый раз, когда он приезжает, второй раз, когда уезжает. Мирзакарим Санакулович, то, чем вы занимаетесь, не имеет отношения ни к политике, ни к религии. Вы занимаетесь экономикой…

- Я занимаюсь жизнью!

- Да, верно — жизнью. И жизнь очень и очень многогранна. Это и материальная сторона, и философия, и религия, религия — тоже одна из граней нашей жизни,  — и мирские знания. Сюда же можно включить образование и культуру. Я читал вашу книгу "Опыт дурака…" . Прочитав книгу, я поверил в одно — чтобы стать ближе к человеку, нужно быть открытым и простым в общении. Если вы откроете свою боль кому-то, то в ответ этот человек откроется вам. После ваших слов о Родине у меня появилась странная мысль. Раз вы сказали эти слова, должен ли я присоединиться к этим словам или нет?

- Понятно. У каждого есть свой путь. Тысяча дервишей идут по тысяче путей. Идя за кем-то, человек не сможет найти свой путь. Это первое. Книг, которые выходят от моего имени, развелось очень много. А я написал всего одну книгу (имеется в виду "Опыт дурака…"). На днях выйдет еще одна книга "Кузькина мать…". Готовятся к изданию еще несколько книжек, в том числе и "Атлас суфийской медицины" и книга Газалия "Алхимия счастья", десятитомный обзор Корана, написанный тысячу лет назад. Вообще, всего мы хотим выпустить около 30 книг. В основном, это книги нерелигиозного характера. Книги по бизнесу, воспитанию детей, отношению с родителями. В основном, эти все книги выйдут на русском и английском языках.

Да, мы хотим издавать книги и на узбекском, но… Наш народ любит плов покушать. Самая большая мечта у людей — это сделать свадьбу. Любят у нас поплясать, музыку послушать. Поэтому мы хотим того же, что и наш народ. Наш народ не хочет читать книжки, значит, мы не будем писать книжки на узбекском языке. Говорят же ведь, что если у тебя сосед косой, то и ты закрой один глаз. Иногда такая злость разбирает, честно сейчас вам скажу, так обидно становится…

Завтра, послезавтра я уеду. Все мои родственники, знакомые просят у меня помощи  — список целый составили. Я им помогал и не раз, но хоть бы кто-нибудь, хотя бы раз попросил бы меня дать знания, а то всё деньги да деньги. Как-то я сказал им об этом. Вы бы видели, как они обиделись. У них знаете, какая обида сильная была? Как будто я их оскорбил. То есть, для них сказать "получи знания", значит, оскорбить их.

Сейчас у вас школа стала восьмилетней, вернее, девятилетней. Наверняка, когда принимали это решение, учитывали пожелания народа, стремление молодёжи. Значит, теперь дети ещё меньше будут читать. Раньше мы тоже не читали, а сейчас еще меньше будут читать — хорошо им стало, сейчас же ведь в Узбекистане год детей.

- У человека никогда не бывает свободного времени. Даже когда он ничего не делает, он о чём-то думает, его посещают мысли. Человека, который бы не думал о чём-то настоящем, высоком, наверное, нет. О чем думаете вы в своё свободное время, какие мысли вас посещают?

- В августе месяце рядом с хлопковыми полями, земля превращается в пудру потому, что тракторы ездят туда-сюда, и скотина ходит. Всё это под жарким солнцем нагревается. Ступаешь по этой горячей пудре босыми ногами, а из под-ног издаются звуки: "чап-чап, чап-чап". А вдалеке в хлопковом поле виднеются одноклассники и одноклассницы. Хочется подойти к ним, взять кетмень и поработать на земле.

Идешь дальше, подходишь к склону горы, поднимаешься наверх, а там встречают тебя первые ряды тополей, а по небу летят журавли, и слышно их пение. Это и есть для меня Родина! Родина для меня в каждой мелодии, в каждой песне, которую я слышу. Как у нас говорят, пока человек не пожил на чужбине — мусульманином ему не стать. Странствуя, я увидел много мусульман, здесь же найти мусульман становится сложнее и сложнее.

Вот вчера, например, сидел я с одним из ваших в ресторане. Миллионер. Он до того себя важным и крутым считает, что сказал мне: "Да не верю я ни в какого Бога". Я ему говорю: "У вас имеется всего на всего около 3 миллионов долларов, даже чуть меньше — 2,600,000-2,700,000: вот и всё ваше богатство. Если скажете, что у вас денег больше 3-х миллионов, то я вам дам миллион долларов". Он начал меня спрашивать, к чему я это ему говорю. Дело в том, что у каждого человека есть такая болезнь. Когда у человека появляется 100,000 долларов, он начинает считать себя крутым — дом строит, дни рождения справляет, не только свои, но даже дни рождения домашних животных. Когда у него появляется один миллион, он не то, что о людях, он забывает о Боге. Когда у него становится 2-3 миллиона, ну, ближе к 5 миллионам, ему начинает всё надоедать и, сидя вокруг своих денег, он начинает спрашивать себя о том, для чего ему дана эта жизнь, начинает искать себя. После 10 миллионов человек начинает искать свою Родину, а после 100 миллионов начинает искать землю своей Родины. Поэтому я этому миллионеру сказал, что он ещё нищий, что его душа пуста, и в ней лишь ветер свистит. Вам, я сказал, нужно сделать так, чтобы в душе вашей появилось немного Бога. Неприятно мне стало, и я ушел.

Быстрее здесь нужно воспитать миллионеров. Нужно, по меньшей мере, вырастить 1,000 миллиардеров и мультимиллионеров, людей у которых будет денег больше 100 миллионов долларов. А то, видите ли, он в Бога не верит! Ещё и с гордостью об этом говорит.

- Да, на нашей земле будут тысячи и миллионы миллионеров, но хотелось бы, чтобы они были образованными, духовно богатыми людьми, иначе в сердцах их не будет ни Бога и ничего другого.

- У нас говорят, что нужно остерегаться недавно разбогатевших и недавно женившихся. Почему так говорят? Только в Узбекистане ночью машины ездят с зажжёнными дальними фарами. Это не потому, что он не видит дорогу, а потому что у него появились деньги, жирок появился. И вот эти ребята так и выпендриваются.

Возьмём Россию — там уже появился слой богатых людей, они наелись всего, что хотели, всё увидели, всем насытились и вот теперь принимают Ислам. Когда мы хотели приехать сюда, один из ребят мне сказал, мол, давай, полетим на моём самолете. Я ему посоветовал оставить эту идею. Полетим, говорю, на обычном самолете  — мусульманину следует быть скромным. Люди ведь не скажут, что это твой самолет, они скажут, что Мирзакарим прилетел на своём самолете. Вы же знаете, что узбеки рождаются с палкой в руке, чтобы в свободное время ковыряться в заднице другого.

- Мирзакарим-ака, насколько я понял, вы много чем интересуетесь и у вас много различных проектов. Одним из проектов является съёмка художественного фильма. Если не секрет, расскажите, о чём этот фильм?

- Да, проектов очень много. В первую очередь, мы собираемся выпустить 36 книг. Где-то 8-9 книг я уже заканчиваю, 5-6 книг — это еще сырой материал, остальные пока в рукописях. Книги, в основном, направлены на то, чтобы приспособить технику "зикра" к повседневной жизни. Приспособить не только в сфере бизнеса, но и в воспитании детей, в отношениях с родителями, в отношении с миром. Использовать эти техники необходимо, сохраняя внутреннюю чистоту и скромность.

Что касается кино, можно сказать, наша кинокомпания в Голливуде уже открыта. Художественный фильм будет о любви. Часть фильма будет сниматься в Узбекистане, часть во Франции и Германии, и часть в США. Фильм будет о чистой любви между двумя молодыми людьми. Второй фильм будет в жанре научной фантастики, сюжет которого разворачивается в настоящем времени. В первом фильме две главные мужские роли. Одну из них будет исполнять Сильвестр Сталоне. Режиссёром фильма согласился стать Стивен Спилберг. Финансировать фильм будет Сити-Банк.

Говорят, что молодцу и сорока ремесел мало, вот и в кино решил себя попробовать. Я как-то подсчитал, оказывается, я владею 24 профессиями, а как еще много их!

- Хотелось бы спросить, есть ли у вас какая-нибудь мечта, которая не исполняется, которую не получается достичь?

- Я хочу, чтобы об Узбекистане узнал весь мир. Я хочу, чтобы каждый житель Узбекистана гордился своей страной. Если здесь хорошо, то и мы рады. Чем более великой будет эта страна, тем радостнее я буду. Да, движение в этом направлении есть, изменения происходят, просто хочется, чтобы побыстрей это было, да!

- Мирзакарим Санакулович, вы являетесь ученым, академиком многих академий, почему вы решили заняться бизнесом? Почему не пошли в разные благотворительные фонды, как это делают многие другие ученые?

- Я еще ни разу никогда деньги не брал, даже ссуду, ни разу. Деньги — это сопутствующий продукт интеллектуальной деятельности и, беря в долг, ты умнее не становишься! Долг очень часто человека делает еще глупее. А благотворительность… Деньги брать с благотворительных фондов, я считаю — это унижение. Это мой принцип. Это не является истиной (в это время он обращается к молодому человеку, который фотографировал его). — Ты в долг берёшь в банках?
 — Нет, не беру.
 — Вот он тоже бизнесмен. Один из лучших бизнесменов в России. Это на самом деле так. Его компания называется "Музыкальное единство". Он является продюсером групп "А-студио", "Дидуля" и певца Мурата Насырова.

- Чем, на ваш взгляд, наёмный работник отличается от предпринимателя. Самое главное отличие?

- Слабость. Слабость духовная, слабость духа. Предприниматель ищет свободу, а наёмный работник ищет спокойствие, и наёмным работником человек становится от неуверенности в собственных силах, от недостатка знаний.

- Какие качества нужно развивать человеку, чтобы перебороть эту неуверенность и страх?

- Человек должен понять, что он самый сильный, что он самый умный, что он самый-самый. Он должен признать в себе, что он лидер номер один всей вселенной, кроме Бога. Он должен почувствовать это. Он должен на всё смотреть не критически, а со стороны, как будто впервые смотрит на всё, что происходит вокруг. Он должен время от времени, хоть часок, вот так вот посмотреть. И он увидит, что есть величайшая зона для предпринимательской деятельности. А во-вторых, это даст способность чувствовать, что будет происходить, хотя бы ориентировочно, что нужно людям, что производить, что предпринимать, какой деятельностью заняться. Торговлей может заниматься каждый, а производством не все.

- Мирзакарим Санакулович, а бизнес-курсы у нас (в Ташкенте) будут?

- Да, будут!

- Большое спасибо!

2 июня 2003 года. Ташкент. Дворец швейников

P.S. Дальневосточный Центр академика Норбекова
г. Владивосток.
Запись на тренинги по телефонам: (4232) 408-730
(4232) 357-175

Ссылки по теме


P.S. От издателя.
Темы, затрагиваемые в нашем журнале, поистине неисчерпаемы! Мы стараемся показать различные аспекты предпринимательской деятельности под разными углами зрения. Не старайтесь найти в статьях четкие ответы на свои вопросы - возможно, четких ответов в них нет! Но то, что прочтение журнала натолкнет Вас на размышления - это мы вам ГАРАНТИРУЕМ. И именно ЭТИ размышления помогут Вам получить ответы, которые Вы ищете.

Интересуетесь приобретением журнала? Тогда вам сюда!
Отзывы читателей и подписчиков можно прочитать здесь.


Разрешается републикация наших материалов на сайтах и в рассылках с обязательным указанием авторства и прямой ссылки на наш сайт.

 
Copyright © ООО «Результат», 2003-2017
 
  Rambler's Top100