"Результат" - журнал о том, как создать свое дело
домой
Архив :: № 2 :: История российского предпринимательства
Свежий номер журнала "Результат"
     
 
 
     
 
Рассылки
Новости журнала "Результат"
Посмотреть архив
Другие наши рассылки
 
 
     
 
Сдается рекламное место. 10 у.е. в неделю
 
     
 
У Вас есть:

Своё Дело
Свой бизнес
Работа
Нет у меня ничего :(


• Всего голосов: 3051
 
 

 
Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным.
Б. Спиноза

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Не секрет, что в каждой стране свои обычаи ведения деловых отношений и свои, особые методы и приёмы. Россия сегодня отличается от остального мира тем, что имеет свои ярко выраженные особенности, зачастую абсолютно непонятные зарубежным бизнесменам. Но так же и распространенно заблуждение о полном отсутствии предпринимательской культуры в России и опыта ведения дел. Это не так, и с этим материалом мы постараемся развеять иллюзии того, что нам необходима западная система бизнеса. У нас свой путь, который начался очень давно.

История российского предпринимательства

Прежде всего, хочу объяснить, почему статья названа именно так, а не, например "история предпринимательства в России".
Вопрос этот важен, так как ответ на него описывает подход к самой сути изложения материала.
Итак, имеем два варианта:

  1. История российского предпринимательства
  2. История предпринимательства в России

В первой, выбранной для названия статьи формулировке, прямо обозначен субъект (носитель) исторического действия — российское предпринимательство, описанию которого и посвящена эта статья. Здесь же, заметьте, само понятие "предпринимательство", помимо основного значения (занятие предпринимательской деятельностью), имеет второй, не менее важный смысл. Это — собирательное наименование третьего сословия (типа купечества, дворянства, духовенства и других). В названии же "предпринимательство в России" наша страна предстает в крайне пассивной роли — лишь как территориальная, государственно-административная точка приложения предпринимательских усилий. Данная формулировка, обязывает показать деятельность не только отечественной буржуазии, но и в не меньшей мере иностранных предпринимателей, которых к третьему сословию ни как не отнести.

Употребляя понятие "российское предпринимательство", мы исходим из незыблемости отечественной интеллектуальной традиции трактовать понятие "российское" отнюдь не как "русское", а в наднациональном смысле — как нечто, относящееся к гражданам России любой национальности.
В этом смысле "российское" в одинаковой мере такое же "русское", как и "татарское", "армянское" и т.д. А главное, становление предпринимательства в России, как показывает изучение его истории, вершилось на принципах не разграничения участников этого процесса по национальной и даже религиозной принадлежности. В действительности российская буржуазия никогда не делила себя по национальному признаку.

Далее…
На протяжении семи десятилетий подлинная история российского предпринимательства подвергалась замалчиванию или грубому искажению, третье сословие было зачислено в разряд извечных врагов рода человеческого, а звание "предприниматель" ассоциировалось с образом хищного эксплуататора, беспринципного хапуги. Но наступили другие времена, и теперь все больше людей в нашей стране именно с предпринимательством связывают свои надежды на лучшую жизнь.

Любые надежды, для их свершения, должны основываться на вере в собственные силы и знание опыта прошлых лет

История предпринимательства в России столь же глубока, как и история самой России. Еще с конца 1 тыс. н.э., когда шел процесс становления Древнерусского государства, формировались условия и предпосылки для деятельности первых предпринимателей. Этому способствовало разложение первобытнообщинного строя, имущественное и социальное расслоение общества, развитие различных форм собственности, включая частную, углубление общественного разделения труда, что связано с обособлением земледельческого и скотоводческого типов хозяйства на территории Восточной Европы, выделением ремесла, а затем и торговли как специальных форм деятельности.

В России предпринимательство складывалось под влиянием разнообразных факторов.

Условия для развития предпринимательской деятельности в России на протяжении веков были весьма сложными, что объясняется целым рядом природно-географических и исторических факторов. Россия, особенно ядро ее исторической территории с 19 века — Северо-восточная Русь — обширная северная страна с малоплодотворными почвами, суровым климатом. В связи с этим производительность труда росла крайне медленно, что сдерживало рост прибавочного продукта, а, следовательно, и развитие предпринимательства.

Россия в течение веков развивалась в глубь евроазиатского континента, находилась вдали от теплых морей, вдали от развитых коммуникаций древней и средневековой торговли, на чем основывалось процветание многих городов и целых стран Южной и Западной Европы.

Внутренние коммуникации страны были чрезмерно растянуты, ее обширные пространства из-за густых лесов, болот были труднопроходимы. Находясь на крайнем Северо-востоке Европы, Россия в меньшей степени, чем другие страны, испытала воздействие античных цивилизаций, где еще в древности высокого уровня достигали институты частной собственности, предпринимательство в разных формах, сложились нормы соответствующего законодательства (так называемое "римское право").

Российское государство изначально складывалось на обширной территории, которая подвергалась нападениям с разных сторон. Для обороны чрезвычайно протяжных границ требовались огромные усилия, не меньше сил расходовалось и на приобретение и освоение новых территорий. Это способствовало развитию сильной государственной власти, которая мобилизовывала достаточно скудные ресурсы обширной малонаселенной страны для решения этих задач. Те же средства использовались и ряд веков спустя, когда шла борьба за приобретение жизненно важного выхода к удобным морям, ширилась экспансия империи в различных направлениях.

Это обусловило тяжелый налоговый и финансовый гнет, ложившийся на все сословия и в первую очередь — на торгово-промышленное население.

С этим связано и развитие крепостного права, так как иначе невозможно было создать многочисленное войско, состоявшее в основном из дворян, служилых людей, которые опять таки в силу скудности ресурсов содержались не за счет жалования из казны, а главным образом кормились с предоставленных поместий трудом прикрепленных к ним крестьян. Крепостное право, как крайняя степень несвободы, оказывало влияние на многие стороны жизни общества, сковывая и ограничивая энергию многих потенциальных капиталистов.

Государственный гнёт и крепостное право способствовали бедности значительной части населения, отсюда и крайняя узость рынка — также весьма неблагоприятный фактор для развития предпринимательства.

Центрами торговли и предпринимательства средневековой России, как и повсюду, были города. Но и они оказывались под воздействием тех же неблагоприятных факторов, отставали от городов западной Европы по развитию, по городскому самоуправлению. Русские города находились в сильной зависимости от княжеской и боярской власти, затем от царской и имперской бюрократии. В силу целого ряда причин внутреннего социально-экономического развития крупные землевладельцы, сначала бояре, затем дворяне, занимались предпринимательской деятельностью, но при этом они использовали связи с казной, а еще чаще опирались на даровой труд крепостных крестьян. Так возникали своеобразные крепостнические предприятия (мануфактуры или барщинные латифундии), доход от которых главным образом шел на непроизводительное потребление их хозяев, а возможности совершенствования производства в условиях принудительного труда были крайне ограничены.

Потребности торгово-промышленных сословий, предпринимательская деятельность которых развивалась более естественным путем, учитывались главным образом с точки зрения их соответствия целям и задачам государства.

Так, заботясь в первую очередь, об усилении собственной мощи, государство оказывало содействие и развитию отечественного предпринимательства. Складывалось впечатление, что предпринимательский класс и основные формы его деятельности возникли в результате решений государственной власти, т.е. "сверху", но никак не путем развития "снизу". Однако не стоит абсолютизировать созидательную миссию государства по развитию предпринимательства в России. Как и повсюду, оно развивалось здесь в результате необратимой эволюции социально-экономических отношений. Другое дело, что государство при этом сильно воздействовало на эту эволюцию, могло ускорять развитие одних видов предпринимательства, замедляя и деформируя другие. Собственные интересы торгово-промышленных сословий зачастую оказывались на втором плане, хотя они могли заявить о своих нуждах, участвуя в различных комиссиях, подавая прошения.

Однако в дореформенную эпоху российские предприниматели так и не составили единой политической силы, не могли в полной мере выразить свои общие потребности. К тому же в социальном, сословном отношении они были раздроблены на различные группы, гильдии, наделенные разными правами и обязанностями, интересы которых часто не совпадали. Подъем в промышленности и торговле во второй половине 18 и в начале 19 века вызвал упадок гильдейского купечества и приход ему на смену более инициативных предпринимателей из среды мелких провинциальных купцов и крестьян.

Но нельзя не сказать о факторах, благоприятствовавших развитию предпринимательства в России. Интересно, что некоторые из них являются своего рода продолжением, оборотной стороной факторов негативных.

Так, противостояние суровым условиям страны, огромный труд по освоению ее пространств способствовали развитию таких черт национального характера, крайне важных для предпринимательской деятельности, как энергия, предприимчивость, стойкость, терпение и другие.
Низкий уровень жизни большинства населения обусловили дешевизну рабочей силы, что способствовало привлечению капиталов в производство.
Сильное государство могло и защитить интересы предпринимателей, особенно перед угрозой иностранной конкуренции.
По мере развития мировой торговли территория России становилась все более геополитически значимой. Все более очевидным становилось роль России в качестве моста, связывающего Европу и Азию, открывались новые возможности использовать эту ситуацию, развивая контакты на востоке и на Западе. Можно сказать об огромных природных богатствах страны, особенно тех, что хранятся в ее недрах. Однако доступ к ним был труден и стал возможен только при накоплении значительных капиталов.

Тем не менее, очевидно, что из отмеченных выше факторов гораздо дольше и сильнее действовали негативные, нежели благоприятные. Позитивные факторы могли в полной мере оказать благоприятное воздействие на развитие предпринимательства только в условиях расширения его свободы, ликвидации различных форм личной зависимости, глубоких изменений в социальной и экономической политике государства, сокращения его чрезмерного влияния в различных сферах жизни. В той или иной степени эти проблемы решались уже после отмены крепостного права, в условиях ускорившегося экономического развития страны, ее индустриализации в конце 19 века, нового промышленного подъема начала 20 века.

Продолжение темы в следующем номере.

Ссылки по теме


P.S. От издателя.
Темы, затрагиваемые в нашем журнале, поистине неисчерпаемы! Мы стараемся показать различные аспекты предпринимательской деятельности под разными углами зрения. Не старайтесь найти в статьях четкие ответы на свои вопросы - возможно, четких ответов в них нет! Но то, что прочтение журнала натолкнет Вас на размышления - это мы вам ГАРАНТИРУЕМ. И именно ЭТИ размышления помогут Вам получить ответы, которые Вы ищете.

Интересуетесь приобретением журнала? Тогда вам сюда!
Отзывы читателей и подписчиков можно прочитать здесь.


Разрешается републикация наших материалов на сайтах и в рассылках с обязательным указанием авторства и прямой ссылки на наш сайт.

 
Copyright © ООО «Результат», 2003-2017
 
  Rambler's Top100